В моем проекте «Лучшая в своем деле» самые успешные женщины рассказывают о себе и делятся с нами бесценным опытом. Неординарная и яркая Яна Недзвецкая – российский дизайнер, чьи показы и коллекции обсуждают во всем мире. Мы побеседовали с ней о моде, жизни, конце света и, конечно, о главных секретах успеха.
Яна, а что для Вас мода?
Я не буду говорить с придыханием о том, что это для меня жизнь, судьба и прочие «девичьи сказки» для юных барышень. В моде я случайный, осознанно работающий сталкер, а не ходок по натоптанным кем-то дорогам. Возможно, поэтому мне и удается сделать в моде что-то свое, чего до меня никто не делал.
Я нарушаю все правила. В сегменте «средний плюс» мне единственной в России удалось выстроить свою сеть, сделать самые красивые магазины и четко организовать бизнес от своего (а не на аутсорсинге) производства до конечного потребителя. Причем, готова отвечать головой, что моя одежда — высшего качества и в разы лучше любого импортного аналога. Подчеркну, в сегменте «средний плюс» для Москвы и «премиум» — для регионов. Успешных массовых российских брендов на рынке десятки. И работают многие из них отлично.
Как Вы соотносите свою работу с западными тенденциями?
Порой наши глянцевые журналы выдают мои платья за «прады-эскады». Лестно ли мне это? Ничуть! Считаю, что моя одежда уровнем гораздо выше. А цена у нее — гораздо ниже. Мировые бренды давно перешли на более прибыльную продажу декоративной косметики и парфюма, а одежду стали производить весьма невысокого качества и сомнительного дизайна.
Жаль, что у нас выходят исключительно зарубежные модные журналы по франшизе, где пишут только об иностранных брендах и дизайнерах, изредка упоминая пару наших имен bupropion drug. Да и то скорее как экзотику, чем как участников мирового модного рынка. Но причина этого понятна — кто платит, тот и музыку заказывает. Скучно читать о том, кто там у них с кем разошелся, кого выгнали, кого наняли и кто теперь у руля того или иного западного бренда.
Как там у Шекспира в «Гамлете»: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает».
Мне было бы гораздо интереснее узнать: а что у нас? Давно пора выпускать свой, российский качественный глянец, а не журнальчики в духе пресловутой «Работницы». Жаль, я не вижу на горизонте инвесторов способных на такие издательские проекты. А вот, например, в Китае или Турции есть свои журналы которые легко конкурируют с мировым глянцем.
Вас называют самым эпатажным дизайнером России. Согласны ли Вы с этим определением?
Смотря что подразумевать под эпатажностью. Если иметь ввиду приколачивание гениталий гвоздями к мостовой на Красной площади — как это сделал некий Павленский пару лет назад — это точно не для меня! Я против бессмысленных глупых акций. Все мои показы и проекты имеют четко продуманный посыл, наполнены смыслом, поднимают вопросы, которые меня волнуют.
Кто как разговаривает с миром. Я через свое творчество выражаю то, что меня беспокоит. Я считаю, что если мир не найдет пути налаживания отношений между Востоком и Западом, между мусульманским миром и христианским, западным миром, то нас ждут в ближайшем будущем разрушение и хаос. Я сказала об этом еще три года назад своим показом «Мост между двумя мирами».
При этом, не считаю, что западный мир более прогрессивен, чем восточный. Высокие технологии и рост необузданного потребления — далеко не самый прогрессивный путь развития человечества. Надо позволить каждому народу верить в своих богов, а не навязывать всем отсутствие морали. Религия в свое время и была придумана для того, чтобы обуздать самые низменные инстинкты человечества, на мой взгляд. Если это кому-то помогает сдерживать их и сейчас — зачем мешать?
Год назад своим показом «Хармагедон. Псалом 36:29» мне хотелось остановить мир у последней черты и показать на фоне разрушенных войной городов контраст между жизнью, красотой с одной стороны и хаосом, разрушением с другой. Не думаю, что это эпатаж. Я бы назвала это здравым смыслом думающего человека. Хотя не буду отрицать, что я люблю провокации.
Ваш проект «Хармагедон. Псалом 36:29» – апофеоз эстетики. Эта строфа псалма 36 гласит: «праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней». А что Вы считаете праведностью?
Да, я сознательно назвала так свой показ. Хотелось показать людям, чем может закончиться жизнь нашей планеты. Ролик этого показа посмотрели уже более 20 миллионов человек. В масштабах всего мира это, конечно, капля в море. Но… капли таких, как я, могут собраться в ручеек, ручьи в реку, а реки в море…
Для меня праведность заключается не в высоких словах, а в делах: будь честным с самим собой и с миром. Работай профессионально, делай свое дело честно, трудись для людей так, как ты бы это делал для себя, чтобы не стыдно было смотреть в глаза своим покупателям.
Когда мы все начнем уважать друг друга и работать на совесть, уважать чужую религию и мораль, не навязывать никому свои взгляды на жизнь, кайфовать от того, что все мы разные и мир многолик и прекрасен — вот это и будет для меня «жить праведно».
Как соблюсти баланс между классикой и неординарностью в развитии своего стиля?
Надо просто знать профессию. Надо учиться. Увы, другого выхода нет. А в наших вузах этому не учат. Надо уметь выстраивать ассортиментную матрицу грамотно, а не абы как. Надо знать пропорции верхов и низов. Надо понимать, что ультрамодных вещей в сезонной коллекции должно быть не более 7%, а классика должна составлять не менее 70%, иначе можно стать банкротом.
Обратите внимание на то, как чаще всего создают коллекции российские дизайнеры — никак! Производят мелкими сериями платья в пол — вот и вся коллекция. Это разве бизнес? Надо знать и понимать — из того, что показывают известные бренды на подиуме, до магазинов не доходит и половина. Все, что мы видим на витринах модных бутиков — часто только для витрин и производится, а не для продажи. Но наша молодежь, погуляв по Парижу, Милану или Лондону, открыв рот, возвращается домой и начинает шить-кроить черт знает что, в надежде, что это будет продаваться. А это продаваться не будет никогда! Ну, раздадут половину сшитого бесплатно знакомым селебрети на пару красных дорожек. А дальше? Такие вещи могут себе позволить только реально работающие бренды, имеющие сотни магазинов по всему миру.
Мне просто повезло — я проходила стажировку и работала на фирме Hanna Andersson в Америке. Много чему научилась, работая бок о бок с профессионалами высокого уровня. Узнала, как создается коллекция от нуля и до результата. Но опять же, вернемся к истокам, стажировку я выиграла только благодаря отличному знанию английского языка, который я учила еще в школе, сама, удаленно.
Вы сценарист. Вы сочиняли свою жизнь, легендировали, или просто проявляли свою индивидуальность?
Сложно сказать. Я — открытый человек. Живу нараспашку. Что думаю — о том и говорю, никакой хитрости. Это скорее плохо, чем хорошо. Вполне допускаю, что моя жизнь — это не реализованные в свое время сценарии.
Надо понимать, что я закончила ВГИК в те страшные 90-е годы, когда нужны были или бандитские сериалы или «бразильское мыло» в стиле «Рабыни Изауры». И то, и другое было мне мало интересно. Тем более, я довольно успешно училась и закончила ВГИК с хорошей дипломной работой. Мой мастер Николай Николаевич Фигуровский рекомендовал мои сценарии в сборники сценариев. По тем временам это была практически недостижимая мечта любого сценариста. Но со своим третьим образованием я оказалась, увы, не в то время и не в том месте. Узнав, сколько стоит написание одного сценария, я была обескуражена. Наверное, я слишком корыстна (смеется). Но зато сейчас этот опыт помогает мне самой писать сценарии моих проектов и самой их ставить. Я всегда мыслю готовыми картинами, люблю зрелищные проекты.
Так что сложно сказать — сочиняю ли я свою жизнь, или скорее жизнь моей страны и мое время меня сочиняют.
Расскажите подробнее о Ваших брендах.
Много лет, с 1988 до 2000, я производила бренд огромной размерной сетки — от 44 до 66. Даже не знаю, есть ли еще где-то в мире такое чудо-юдо. Надо бы показать вам этот манекен 66 размера! Вот это была школа!
Бренд назывался «Кволл» — есть такой необычный маленький пушистый зверек. Этот бренд был довольно успешен в России в те годы. Рассчитан он был на оптовые продажи и был массовым. Ну а каким еще он мог быть в те жуткие нищие времена? Но все вещи были настолько качественные, что к нам на фирму оптовики очередь занимали еще с ночи, чтобы утром досталось хоть что-то.
Свое производство у меня было с самого начала. Свой небольшой цех с двумя подружками. А потом мне стало скучно. Я добилась всего, чего хотела, и своего цеха уже не хватало — производила все вещи тысячами в Китае. Оттуда каждый месяц приходили десятки контейнеров. Я тогда сама жила в Китае, открыла там офис, обучила китайцев-конструкторов делать безупречные лекала на русских девушек и женщин. В КНР учат конструированию на двухмесячных курсах, а не как у нас — 4 года в вузах.
А потом мне надоело жить в Китае, и захотелось поработать совершенно в другом сегменте. Надоело продавать оптом. И я открыла первый фирменный магазин LO. А три года назад уже после бренда класса «бридж» я начала работать в сегменте «средний плюс» и стала производить бренд JN (Jana Nedzvetskaya). Это случилось потому, что одежда, производимая мною исключительно для показов, очень нравилась актрисам, спортсменкам, женщинам бизнеса, и они хотели это покупать. Я начала производить небольшими партиями коллекцию JN, которая очень понравилась и обычным покупательницам. До сих пор никто не смог мне назвать моих прямых конкурентов. И меня это радует.
Интернет-бутик missLo предлагает интересные вещи по весьма доступным ценам. Может ли недорогая вещь быть стильной?
Вполне. Жаль, что в России модные ткани не производятся до сих пор, а тот же лен еще на поле продается турецким фирмам, которые доводят его до ума у себя в Турции и потом продают нам же в три цены. У нас фабрики не умеют делать финишную обработку тканей.
Увы, все модное и стильное производится из импортных тканей. Смешно, но даже синтетику, которую можно производить из нефти, производим не мы, а мизерная Южная Корея.
Понятно, что хлопок и шелк лучше всех в мире производит Китай. Китай — огромная страна! Но мне интересно — почему даже синтетику мы сами не в состоянии производить? У нас выпускают исключительно тяжелые шерстяные пальтовые и костюмные ткани, или бельевые хлопки и бязи километрами из Иваново.
И это понятно. Производство тканей — материалоемкое производства. Станки стоят дорого. Технологии производства модной ткани в России нет, а прибыль по сравнению с нефтью и газом — мизерная. Вот в эту отрасль и не идут инвестиции. А швейная машинка стоит не так дорого в сравнении с ткацкими станками. Поэтому наше швейное производство вполне конкурирует с мировым и даже его превосходит по качеству и стилю. Но… из импортных тканей.
Наша легкая промышленность давно производит красивые и стильные вещи по приемлемым ценам во всех регионах. Просто по названиям покупатель не всегда сможет определить, что это российский бренд. Конечно, молодежь норовит влезть в luxury — не очень понятно, на каком основании и зачем.
Очевидно, что, сшив пару платьев на коленке в своей съемной Московской квартире, конечно, хочется содрать с покупательниц по полной. Напрасно. Психология нашего покупателя до сих пор такая: все наше должно стоить в разы дешевле, чем аналогичное зарубежное. Откуда такие ожидания? Все, до последней нитки приходится привозить из других стран. Все сотрудники в России хотят высокие зарплаты. Все избалованы нашим социально ориентированным государством, где больше помогают неудачникам и лузерам, чем профессионалам своего дела и эффективно работающим!
Сложно эту психологию сломать. Если китайское барахло с лейблом YSL стоит раз в десять дороже моего — я никогда не смогу бахнуть столько денег на рекламу своего бренда. А девушка смотрит в тот же зарубежный глянец и видит там не LO или JN, а YSL. Хотя красная цена этой одежды раз в десять меньше.
На какие направления в современном искусстве Вы ориентируетесь? Кто из творцов Вас поразил до глубины души?
Пожалуй, Хельмут Ньютон. Восхищают его черно-белые фотографии. У меня есть все его альбомы с потрясающими работами.
Что касается книг, могу бесконечно перечитывать «Хронику объявленной смерти» Маркеса и рассказы Кортасара. Завораживает «Сто лет одиночества» того же Маркеса.
К кино отношусь весьма прохладно, оно не дает мыслить творчески — тебе предлагают готовую картинку. А я люблю сама рисовать свои картинки.
А еще люблю бродить по старым улочкам Стамбула и искать там картины современных турецких художников. В таких лавчонках можно найти буквально шедевры за смешные деньги. Вообще обожаю лавки старьевщиков, где можно перебирать руками пыль веков.
Что Вы можете посоветовать читательницам? Как найти себя и дело своей жизни?
Работать и учиться. Учиться и работать. Невозможно найти себя, ничего не делая. Я учусь всю свою жизнь, закончила три ВУЗа, сотни курсов и сейчас продолжаю постоянно обучаться.
Просиживая безрезультатно в офисе 8 часов, тупо грея стул, мечтать о деле своей жизни бессмысленно. Встаньте со стула и сделайте что-то результативное для фирмы, на которой вы работаете! Но у нас рассуждают так: «Я на чужого дядю работать не буду, а вот на свою фирму — ух как заработаю!» Не верю! Это вранье!
Я и на чужого дядю работала результативно. Помню, когда работала в Москве по лимиту (да, я «лимитой» была по молодости), меня показывали как диковинку всем директорам огромного комбината. Я все делала лучше всех. Вот привычка так работать и осталась.
Вы производите впечатление очень уверенной в себе леди. Вы всегда были такой, или у Вас есть какие-то секреты укрепления самооценки?
Увы, не могу порадовать тихонь и скромниц. Я вся в маму, а мама у меня была суперэнергичной женщиной, работала сутками. Какие-то должности занимала в шахтерской ячейке, в партии. Я верю в генетику. Я всегда была первой и в детском саду, и в школе. Училась лучше всех и была самой активной, меня всегда выбирали старостой класса, секретарем комсомольской организации в школе. То же самое в институте. У меня всегда было столько дел, обязанностей, должностей, что я вечером засыпала, сидя за столом над уроками. И еще в школе, в Воркуте, я всегда училась удаленно на разных курсах и самостоятельно изучала английский язык.
Мне кажется, только постоянное обучение может дать уверенность в себе и толчок в карьере. Но отнюдь не «Фантазии Фарятьева», как в спектакле Петра Фоменко.
Что нужно делать, чтобы стать лучшей в своем деле?
Любить тех, для кого работаешь. И постоянно повышать свой профессиональный уровень. Я не представляю себе, как бы я смотрела в глаза покупательницам, если бы производила одежду кое-как.
Я осознанно открыла свою страницу в соцсетях. Мне в личку может писать кто угодно. Любая покупательница может зайти в социальные сети, найти мою фамилию и написать все, что ей не понравилось в моем магазине или в моей коллекции. Это очень помогает держать в тонусе не только себя, но и свою команду в магазинах и офисе. Все мои сотрудники знают, что в любой момент в личку мне могут написать любое замечание из любого города России, где есть наш магазин. Это безумно ответственно, но зато не требует никаких тайных покупателей. Мои тайные покупатели — мои любимые клиенты, именно они и помогают мне быть лучшей!
Инесса Аквитанская